Friday 6 March 2015

“India's Daughter”

Так уж получается, что большинство моих постов на русском языке в последнее время посвящено гендерному неравенству — по всей видимости, сказывается близость странного праздника 8 Марта, когда многие женщины и в ФБ, и в других соцсетях и, само собой, в реальной жизни будут получать поздравления наподобие “ваша красота и слабость заставляет сильный пол совершать ради вас подвиги, дорогие наши хранительницы домашнего очага” и прочее в том же духе.
Так вот.
Вчера вечером посмотрела, наконец, документальный фильм India's Daughter, снятый для ВВС режиссеркой Лесли Адвин в прошлом году и немедленно запрещенный к показу в самой Индии. Фильм посвящен трагической истории индийской студентки-парамедика Джойти Сингх, зверски изнасилованной и умершей впоследствии в госпитале от чудовищных увечий, причиненных насильниками. Это ужасное преступление произошло в конце 2012 года и переполнило чашу терпения индийского общества из-за неслыханного цинизма преступников и равнодушия потенциальных свидетелей преступления: они просто проходили мимо, видя истекающую кровью девушку, никак не реагируя на её мольбы о помощи, и только через несколько часов (!) нашелся всего лишь один человек, который вызвал полицию и скорую.
Насилие над Джойти, несмотря на широкий общественный резонанс, тем не менее, стало одним из десятков тысяч подобных преступлений, совершаемых в Индии ежедневно: по статистике, каждые 20 минут в Дели происходит изнасилование, из-за чего индийская столица получила второе, неофициальное и страшное, название — “столица насилия”.
Авторская группа ВВС во главе с Лесли Адвин воспроизводит последний день жизни девушки без каких-либо комментариев со своей стороны, лишь фиксируясь на малейших деталях, каждая из которых теперь видится важной; вот интервью с родителями, они плачут и вспоминают: Джойти — отличница, их гордость, они с трудом собрали деньги на её обучение в медицинском институте вместо того, чтобы копить средства на свадьбу; Джойти успешно сдала сессию и очень скоро должна была стать врачом, а пока решила отметить окончание учебы со своим однокурсником в кино. Они отправились на вечерний, но не самый поздний сеанс в кинотеатр за несколько кварталов от дома Джойти, а после фильма решили поехать обратно на автобусе. В темноте Джойти и её друг перепутали государственный автобус с частным (внешне делийские автобусы выглядят практически одинаково), и это стало началом трагедии: в автобусе они были атакованы группой пьяных молодчиков и жестоко избиты; однокурсника Джойти вытолкали на ходу из автобуса, а она осталась внутри. Дальнейшее известно. После совершенного преступления девушку тоже выкинули на обочину, где она очень долго пролежала безо всякой помощи. Джойти умерла от ран через 13 дней в сингапурском госпитале: за тем, как она боролась за жизнь, наблюдала вся Индия. Буквально через несколько дней после преступления все его соучастники были изобличены, заключены под стражу, приговорены к смертной казни (кроме одного из преступников: он оказался несовершеннолетним, и выйдет на свободу уже в декабре этого года) и находятся в камере смертников.
После смерти Джойти индийское общество раскололось на две непримиримые группы: мы видим кадры массовых волнений и манифестаций протеста, в которых бок о бок идут мужчины и женщины, студенты и служащие, они несут транспаранты с лозунгами “It's just a Dress, But not Yes”, видим, как полиция бьет людей дубинками и пускает слезоточивый газ, видим женщин-лидеров феминистских организаций Индии, повторяющих: “Мы должны добиваться равноправия, мы против объективации женщин, мы не вещь” — и адвоката насильников, вся речь которого состоит из фраз вроде “женщина нежный цветок, и задача мужчины — холить его и лелеять, женщине не место на улице после 8 вечера”, и странным (хотя нет, конечно, не странным) образом его речь в точности воспроизводит монолог насильника из камеры смертников: “Она должна была молчать и подчиняться, а вместо этого она сопротивлялась. Она смела сопротивляться. Как она посмела! Почему я должен раскаиваться в том, что произошло? Порядочные девушки по вечерам сидят дома”.
У фильма — отрытый финал: когда мы слышим подобное от насильника, мы не удивляемся: он исчадие ада, и чего еще можно от него ожидать. Когда мы слышим подобное от адвоката насильника в несвободной стране, мы понимаем, что он манипулятор общественным сознанием и давит на патриархальные реперные точки с ярым упорством фанатика-консерватора.
Но когда мы видим, что виктимблейминг поднимает голову все выше, и совсем не в Индии, а прямо здесь и сейчас, рядом с нами, мы понимаем, что женская несвобода и женское неравенство — это не часть прошлого, а наша с вами реальность, в которой нам нужно жить и бороться. И не останавливаться ни на минуту.
UPD. Фильм есть на ютьюбе — посмотрите, если хватит сил.

No comments :

Post a Comment