Friday 24 May 2019

Очередная программа-расследование «Панорамы» ВВС, которая рассказала об издевательствах над пациентами с душевными расстройствами в частном лечебном учреждении Дарэма, вот уже третий день не сходит с новостных полос: вчера на заседании Парламента случившееся прокомментировала министр здравоохранения, используя всю причитающуюся по случаю риторику — виновные будут наказаны, начнутся проверки и проч.
Дарэм — живописный университетский город неподалеку от Ньюкасла: если проезжать его на поезде, то из окна будет виден знаменитый Дарэмский собор, один из красивейших в Англии, а буквально через сорок минут уже начнется территория сопредельной Шотландии. Дарэм известен еще и тем, что здесь устраиваются свои собственные лодочные гонки, как в Кембридже с Оксфордом, и поэтому его еще называют северной креатурой Оксбриджа.
Здание скандального медицинского учреждения, в котором содержались пациенты — старинный особняк, скорее всего, эпохи Регентства, а вокруг него парк с неизменными остролистами. Содержание одного пациента здесь было недешево: поскольку за ним круглосуточно ухаживают высококвалифицированные специалисты из NHS (местного здравоохранения), все вместе в год обходится в круглую сумму не ниже 16 тысяч фунтов.
До последнего все шло своим чередом, пока однажды родители одной из пациенток, регулярно ее навещавшие, не заметили у нее синяки и глубокие ссадины на запястьях. Это и послужило толчком к началу расследования, проведенного журналистами «Панорамы»: по заданию редакции программы молодая корреспондентка должна была внедриться в ряды сотрудников учреждения, чтобы проверить возникшие подозрения; для сбора информации она закрепляла под одеждой скрытую камеру.
Девушка на удивление быстро прошла собеседование (при том, что у нее не было никакого, даже базового, медицинского образования) и приступила к непосредственной работе с пациентами после очень условного и краткосрочного тренинга. Смена ее составляла 13 часов, и проработала она в больнице в общей сложности около двух месяцев.
Полученные ей результаты были шокирующим: больных с РАС оскорбляли, над ними в открытую насмехались, часто с использованием сексуально окрашенных ругательств, их толкали, в них плевали и провоцировали у них приступы тяжелых припадков, а когда они начинали кричать и биться в конвульсиях, их связывали и долго держали в таком виде на полу. Их били, но не сильно, чтобы на теле не было заметно следов от побоев. Медбратья и медсестры, молодые, здоровые и симпатичные мужчины и женщины, в бытовых разговорах между собой называли подопечных скотами и выродками, потешались над их внешним видом, особенно над весом больных и их неловкостью. 
В палату к одной из девушек-пациенток, панически боявшейся мужчин, специально присылали медбратьев, а когда она начинала истошно кричать от ужаса, у нее над головой лопали воздушные шарики: если я правильно понимаю, для больных с расстройством аутического спектра резкие звуковые раздражители чрезвычайно мучительны и болезненны. 
Молодая корреспондентка несколько раз порывалась завершить начатое расследование раньше назначенного срока: по ее словам, видеть страдания беспомощных людей для нее было невыносимо, однако она его все-таки закончила, как и планировала, через десять недель.
Весь отснятый материал был показан родственникам пациентов, и самым тяжелым в передаче стал момент, когда родители той самой девушки с аутизмом заплакали, и мать стала просить у нее прощения за то, что не уберегла, не смогла обеспечить ей достойный и человеческий уход, на который так надеялась.
По итогам расследования и на основании полученных видеосвидетельств учреждение было закрыто, против сотрудников было возбуждено уголовное дело, а больных разместили в других госпиталях с похожими функциями. Но остался вопрос: как скоро со здорового, спокойного, уравновешенного и в целом неплохого человека в подобных условиях слетает все человеческое и остается только одно монструозное, сладкое желание властвовать над немощным, над тем, кто не в силах ответить и защититься? Какой развитой должна быть цивилизация, чтобы преступления, подобные этим, не повторялись с такой частотой (последний подобный случай, преданный широкой огласке, произошел восемь лет назад в другой больнице)? Как работать с отсутствием этики и эмпатии? Нет ответов, и вряд ли они появятся в скором будущем.

No comments :

Post a Comment