Monday 6 November 2017

“Twin Peaks: the Final Dossier”: впечатления и спойлеры

Закончила позавчера “Twin Peaks: the Final Dossier”. Впечатления смешанные: с одной стороны, по объему и способам представления информации книга уступает TSHOTP, и сильно, но с другой, и это важно, она сводит воедино большинство loose ends и cliffhangers TPTR.
Дальше пойдут спойлеры.
Повествование ведётся от имени Тэмми Престон, специального агента из третьей части, которая пишет донесения Гордону Коулу, продолжая — и да, значительно упрощая — работу, проведённую Архивистом (Гарландом Бриггсом) в первой фростовской книге. В отличие от полномасштабного досье Архивиста, с его отсылками к XIX веку (история Мэривезера Льюиса) и безупречно подобранным документам по Уотергейту, досье Тэмми — ряд относительно- коротких файлов, из которых читатели (они же зрители) узнают о судьбе ключевых фигур Твин Пикса. Судьба большинства их незавидна: собственно, аудитория имела возможность в этом убедиться уже в фильме; отчеты Тэмми только дополняют сложившуюся картину. Мы, например, узнаем, что Донна, уехав из города, стала супермоделью (одним из «свежих лиц девяностых»), вроде бы, удачно вышла замуж, однако затем постепенно впала в тоску и депрессию, усугубившиеся алкоголизмом. Разведясь в итоге с мужем и получив скромные отступные, она помирилась со своим приемным отцом и стала медсестрой в его клинике в Сиэтле.
Судьба Одри — фактическая калька с множественных спекуляций фан-базы: да, после взрыва она впала в кому, оказалась в больнице, где и была подвергнута насилию со стороны Доппельгангера. В результате через два месяца, выйдя из больницы и узнав о беременности, она рвет с семьёй и отцом и поселяется на окраине города, где после становится матерью-одиночкой. Читать о судьбе Одри было горько: нет никаких застреваний между мирами, есть одинокая жизнь, наспех полученное и, вроде бы, даже не очень плохое экономическое образование, салон красоты с портретом Купера на стене, молчание по поводу предполагаемого отца Ричарда, ее сына, странный брак с бухгалтером, усиливающаяся агорафобия и зависимость от медикаментов. Фрост через Тэмми говорит нам — мистика мистикой, а от повседневной тоски некуда деваться и в Твин Пиксе.
На линии Джеймса/Бобби/Шелли я останавливаться не буду — они не особенно интересны (хотя пара Бобби-Шелли и симпатична), перейду к Энни Блэкберн.
В общем, аудитория, в конце концов, получила ответ на вопрос “How’s Annie?”, но не думаю, что он всех очень обрадует: после спасения из Чёрного Вигвама (Гластонбери Гроув), Энни была доставлена в ту же больницу, где находились Одри и спасённый чуть раньше Купер (вернее, теперь уже Доппельгенгер). Если кратко, то для Энни все, что было после, сложилось трагически: она впала в кататонию и была помещена в психиатрическую клинику, где и перебывает по сей день. По словам Тэмми, Энни выглядит все такой же молодой и красивой, но взгляд ее безразличен и туманен, хотя в определённые дни, ровно в 8.38 утра, она произносит ровным голосом: «Со мной все в порядке», а затем снова умолкает.
Проблема с отсутствием Энни в Досье Архивиста (где она вообще не упоминалась как сестра Нормы) решена Фростом не без изящества, но слегка мелодраматично: вкратце, в «Финальном досье» Фрост сделал Энни сводной сестрой Нормы, а женщина, которая называла себя ее матерью, оказалась мачехой Нормы и настоящей матерью (без преувеличения, ехидной) Энни.
Тэмми пишет и о Джеффрисе, и о Джуди (Джоудэй): по словам Тэмми, в поисках Джуди Джеффрис превратился в путешественника во времени, который способен оказываться как в будущем, так и в прошлом, и до известной степени их контролировать (он вводит в заблуждение Доппельгангера, дезинформировав его о координатах «других измерений» через Рэя), ну а Джуди — древняя хтоническая разрушительная сила в ее женской ипостаси (мужская ипостась известна как Баал-Вельзевул, или дьявол). Воссоединение женского и мужского начал будет означать конец известного нам мира, но сама Тэмми не уверена, сколько в этой информации эзотерической литературщины, а сколько — правды (и спасибо Фросту, что он оставляет спекуляции на эту тему на суд читателя).
Ну и, пожалуй, главное: все, что мы видели в третьей части, было, в соответствии с записями Тэмми, путешествием и слежкой Доппельгангера за координатам Бриггса. Как выяснилось, Бриггс все это время был жив, но находился «в измерении, где время остановилось», где с ним на связь и вышли Гастингс и библиотекарь Рут Дэвенпорт через их блог. Во время одной из их встреч (видимо, в Пурпурной Пустоте) они и были застигнуты Доппельгангером и Woodsmen’ами: Гастингсу удалось бежать, а Бриггс и Дэвенпорт были убиты и обезглавлены. 
Координаты Доппельгангер от них получить не успел и из-за этого был вынужден встретиться с Джеффрисом (который «жив, но недоступен для нас»), а после отослан в полицейский участок Твин Пикса. Все произошедшее в полицейском участке Тэмми описывает скупо и со знакомыми нам деталями (уничтожение Доппельгангера/Боба нелепым мальчиком с кокни-акцентом и проч.): дальше она пишет о том, что агент Купер, появившийся через 25 лет, снова исчез в бойлерной отеля Great Northern, и о нем пока что ничего не слышно. Тогда же пропала и агент Дайана, чья тульпа была уничтожена накануне.
И, собственно, в конце книги происходит то, ради чего ее и стоило читать: перед своим отъездом из Твин Пикса Тэмми решает ещё раз просмотреть архивные заметки о первом приезде Купера в город — и вдруг замечает, что вместо «Агент Купер приехал на место убийства королевы красоты Твин Пикса Лоры Палмер» в статье значится: «Агент Купер был вызван в Твин Пикс в связи с исчезновением королевы красоты Лоры Палмер». Тэмми лихорадочно записывает, как меняется вокруг неё привычная реальность, и как люди, только что помнившие события двадцатипятилетней давности, вдруг начинают путаться и забывать, что же произошло. Вокруг Тэмми формируется новая «мерцающая» действительность, из обрывков которой она узнает, что Лора пропала без вести, ее так и не нашли, что Лиланд покончил с собой через год после ее исчезновения, что Сара после всех страшных событий в ее жизни стала пить и превратилась в затворницу — та самая Сара, пишет Тэмми, отец которой был переведён из Вашингтона в Нью-Мексико, когда она была подростком. Сара жила там в середине пятидесятых годов, когда однажды их маленький городок подвергся странной атаке, в ходе которой двое были убиты жутким способом (их черепа были проломлены), но остальные не пострадали (таким образом, сбылось еще одно предсказание фан-базы, и девочка-подросток с паразитирующем в ней жуком-лягушкой действительно оказалась Сарой).
Тэмми дописывает досье уже по дороге в Филадельфию, и у читателя складывается впечатление, что она и сама уже не помнит, зачем приезжала в Твин Пикс.
Таким образом, слова Джеффриса о том, что «неофициальную (отменённую)» версию событий в старой реальности будет помнить только Гордон, а для остальных она “non-existent”, как и пропавший агент Купер, находят свое окончательное подтверждение. Путь между нарождающимся и отменяющимся мирами скользок (“It is slippery in here”), но нужно не терять надежды обрести память, проходя между ними.
Так заканчивается Секретное Досье и история Твин Пикса. С моей точки зрения, фростовский легкий постмодернизм в конце был хорош, и никакого продолжения больше не нужно. Но кто знает, кто знает.

No comments :

Post a Comment