«Краски смешиваются, превращаются в вино, и оно пенится на моих холстах»
Музей Шагала — одноэтажный белый дом, окруженный со всех сторон парком: аллеи усажены порыжевшими от жары пальмами, а около ступенек на воротах повис кактус, облепленный мелкими красными цветами.
Когда Мальро подарил Шагалу здание музея, тот сразу сказал, что хочет превратить его в живой настоящий дом, и, в сущности, так и вышло.
Удивительно, но факт: всего семнадцать полотен плюс барельефы и витражи образуют настоящий шагаловский универсум, уместившийся в двух залах и холле с витражным пространством, его биографический — и библейский — компендиум.
Шагаловский риторический вопрос о любви к зеленому и синему каждый зритель решает по-своему: в них драма, и трагедия, и глубина, и радость, и земное, и небесное. В первом зале мы застали урок искусствоведения для самых младших школьников — разноцветных ребятишек лет семи-восьми, — которые слушали учительницу и рассматривали волшебных шагаловских существ — большеглазых летучих зверей, львов и грифонов — с жадным вниманием: в их мире они так же реальны, как и все остальное, а не это ли главная награда для художника. Из шагаловских витражей струится синий свет, и рассматривать их даже немного страшно, потому что кажется, что фигуры в них оживают и плывут — собственно, это и делает их такими особенными и фантастическими.
No comments :
Post a Comment