TWIMC: очень жду выхода в свет сомовских «Дневников»: если я правильно понимаю, Голубевым была проведена огромная (действительно, невероятная) текстологическая работа по восстановлению глухих мест и конъектур (сомовские дневники печатались и раньше, но выборочно, с купюрами), и мне очень хочется посмотреть на результат. Вспомнила, как коллеги в РГАЛИ работали над «Дневниками» Кузмина и Ремизова, расшифровывая объективно нечитаемый текст: до сих пор думаю, что они совершили археографический подвиг. Вот небольшой отрывок из сомовских записок:
«25 января 1918 года Утром к 12-ти пошел в Академию художеств. В час — открытие нашей выставки (выставка объединения «Мир искусства». — Примеч. ред.), на которой я не участвую. Доминирует численностью Шухаев, очень скучный, сухой и ненужный. Кирпичные офицеры, карусель в деревне. Колоссальный холст — иллюстрация для «стильной» детской книги. Мертвый портрет его жены в стиле risorgimento (эпоха Возрождения. — Примеч. ред.). Шухаев — бледный тип Яковлева. Потом Григорьев, замечательно талантливый, но сволочной, глупый, дешевый порнограф. Кое-что мне понравилось, арлекин blanc et noir, flagellation (черно-белый, флагелляция (франц.). — Примеч. ред.), портрет в розовом платье, очень <талантливый ― зачеркнуто>.»
Понятно, что у широкой аудитории интерес к материалу будет, видимо, прежде всего связан с тем, что Сомов был геем (так случилось, например, с кузминскими «Дневниками»: заголовки после публикации отличались похожей и раздражающей глаз сенсационностью). Не то у профессиональных историков искусства и литературы: в случае с такими фигурами, как Сомов, его творческая биография важнее личной, и это абсолютно логично.
No comments :
Post a Comment