«Не всякий странник потерян»
Выставка «Толкин — создатель Средиземья» в Библиотеке Вестона (новейшей в библиотечном комплексе Бодлианской библиотеки, прямо напротив основного исторического комплекса) — наглядный пример того, как в небольшом выставочном зале можно идеально разместить крупномасштабную экспозицию: представленная на выставке коллекция рукописей, рисунков и первых самых редких изданий Толкина состоит из материалов, предоставленных самой Бодлианской библиотекой, Университетом Оксфорда, Университетом Маркетта (Милуоки) и частными коллекционерами. Фактически устроители выставки блистательно справились с весьма нетривиальной задачей — соположить личную биографию Толкина-академического ученого и жителя Оксфорда и жизнь его magnum opus, трилогии о Кольце Всевластья и Сильмариллионе.
Выставочная экспозиция в зале расположена против часовой стрелки, и в этом, думается, тоже заложен свой смысл — двигаться и отталкиваться от отдельной человеческой жизни, с ее триумфами и трагедиями, вспять, к истокам мифа о вечном возвращении/гибели/возрождении Средиземья: не случайно в центре стоит стол с интерактивной картой, нажмешь легким касанием — и видишь серебристый путь Арагорна и извивистый, сквозь Морию, Фродо и Сэма. В воздухе стоит едва различимый ухом нежный звон — так, наверное, шелестит кольчуга из мифрила: удивительно, но звон помогает сосредоточиться, пока разглядываешь экспонаты.
Первые фото сделаны сразу по прибытии семьи Толкина из Южной Африки — он с братом в детских костюмах, фото матери, которая вскоре умрет (отец уйдёт из жизни ещё раньше), недолгое пребывание в сельской Англии, чья нежная прелесть потом навсегда превратится в потерянный рай и в уюты хоббитского Шира. Дальше — Толкин-студент и молодой учёный, а вот он уже отец троих сыновей и дочери, рассказывающий им о хоббитах, а дальше история уже пишется будто сама собой, и множатся королевства — Гондор и Ривенделл, и омрачает их тень всевидящего грозного ока.
Чтоб разъединить их всех,
Чтоб лишить их воли
И навек обьединить
В их земной юдоли
Под владычеством всесильным Властелина Мордора.
...Изобретение языков — толкиновское natura naturata: позже он напишет, что его творчество всегда было «лингвистическим по преимуществу, основой для изучения эльфийских наречий». На первых курсах университета он создаст первое из них, Quenya (эльфийскую латынь), позже Телерин и Нордорин и, наконец, Синдарин. На выставке можно увидеть письмо Арагорна, написанное на эльфийском и продублированное Толкином на английский, и около этого стенда толпится больше всего народу — читают и расшифровывают.
Толкиновские иллюстрации позволяют понять, что мир Средиземья велик, могуществен и архаичен: в первых публикациях издатели, желая сэкономить (и сэкономили-таки!), отказались добавить на обложку красный пигмент (“Ignore Red!”), и читатель получил ту самую классическую, черно-серебряную с зелёными всполохами книгу, которая теперь узнается с первого взгляда. И читается, и переводится, и рассматривается, и создает миры снова и снова, ведь не всякий странник потерян.
No comments :
Post a Comment