Как и все, у кого не выходит каменный цветок (не ладится с писаниной: мне нужно бы закончить две срочные статьи, но пока никак), я прокрастинирую то с толком, а то и не слишком.
Вчера предприняла порытку посмотреть расхваленный когда-то многими (ну, из тех, что попадались на глаза) кинокритиками фильм "Her" – фактическую перепевку старенького рассказа Айзека Азимова «Настоящая любовь», в котором компьютерная программа Мультивак Джо пыталась – вернее, пытался (в процессе чтения становится очевидно, что Джо склонен ассоциировать себя с мужским родом) выступить свахой своему простоватому оператору Милтону, и закончилось все тем, что комп, наплевав на человеческие интересы*, выбрал исключительно для себя приятную партнершу Чарити** «с прохладными руками и милым голосом» (цитирую по памяти: давненько не перечитывала).
Но если sci-fi-олдскульность Азимова легка и очаровательна, безо всяких ненужных попыток привязать к сюжету моральное охвостье, "Her" получился нудным, тяжеловесным и каким-то удивительно тупым. Недалекое будущее выглядит так, будто авторы вдохновлялись разноцветной рекламой Skittles, но перемудрили с оттенками бежевого, а главный герой-неврастеник, клепающий задушевные письма для широких слоев населения, выглядит таким задротливо-неприятным, что любое подобие эмпатии и сопереживания к нему аудитории (в моем лице) исчезло, едва возникнув.
Сильно поистрепавшаяся в дороге метафора «жены из прошлого» (в контексте фильма – ушедшей от героя Хоакина Феникса: видимо, и ее достало его бормотанье и нытье) и здесь была сварганена по всем канонам жанра – акварельные флэшбеки, наезжающая на сонное лицо камера, художественный хаос растрепанных волос и прочая атрибутика в духе видео с гитарными балладами, записанными на VHS в начале девяностых.
Никогда бы не подумала, что скажу такое, а вот поди ж ты: лучшим в фильме был голос искусственного интеллекта-помощницы главного героя, сыгранный Скарлетт Йохансон – слегка прокуренный и ломкий, он, по крайней мере, хоть как-то оживлял все это непроходимое болото с депрессивными Симсами.
Внезапно вспомнила, как на лиссабонской конференции 2015 года, посвященной энигматичности переписки как совершенно особенного жанра, и филологического, и эгодокументального, и какого угодно еще, одна из докладчиц, дама-лектор из Макао, сделала видеопрезентацию, посвященную разбору диалогических матриц "Her". Тогда я простодушно подумала, что изысканное ее выступление должно, видимо, отразить всю глубину и сложность исходника, но нет, совсем нет: оно стало изводом чего-то совершенно другого, слепком с впечатлений «по мотивам» звона фальшивой елочной игрушки.
__________________
* Ну, при условии, что программы все ж могут как-то отплевываться в штатном режиме
** Куда уж тут без благотоворительности, и правда
No comments :
Post a Comment