Вполне возможно, что человек тайновидческого склада, склонный к разного рода умозрительным построениям, увидит в дате, на которую пришлась трансляция «Спартака», очевидную для себя символическую подоплеку – красный день календаря, революцьонный держите шаг, ветер, ветер, на ногах не стоит человек, и вся-то наша жизнь есть борьба. Дело может обстоять и так, но может и вовсе по-другому: балет «Спартак», просмотренный мной сегодня взрослыми глазами – конечно же, история о смелом фракийце, который борется с римским консулом, чтобы обрести свободу, поднять восстание рабов, однако план содержания здесь удивительным образом полностью заслоняется планом выражения.
От внешнего исторического контекста отделаться трудно, да, наверное, и не стоит, но все-таки балетная канва «Спартака», как мне теперь видится – это в первую очередь хроника преодоления ресентимента, когда униженный и оскорбленный меняется местами с обидчиком и притеснителем. Несмотря на то, что миг торжества краток и противник все ж празднует победу (по итогам Пиррову) в конце, сам факт сопротивления невозможному, преодоление стагнации установленного иерархического порядка, когда шанс на выживание примерно равен нулю – так вот, сам этот факт будоражит ум и способен подарить небессмысленную надежду всякому, кто в ней так нуждается.
Как и многие, я помню классическую постановку Большого с декорациями Вирсаладзе, где поединок между Спартаком-Васильевым и Крассом-Лиепой был зрелищем монументального великолепия. Признаться, я немного опасалась сегодняшней трансляции: удастся ли новому поколению танцовщиков Большого удержать планку безукоризненности? В конце спектакля я точно знала, что у них все получилось – наверное, по-другому и быть не могло.
Пожалуй, самыми яркими сегодня были Красс Артемия Белякова – яростный, заносчивый, невероятно-красивый, с безупречной отточенностью взлета и, конечно, Светлана Захарова, чья Эгина получилась не просто куртизанкой и воплощением вакхического экстаза, но существом почти мифическим (репортажные крупные планы показывали змеистую улыбку Сфинкса на ее лице), прямиком из Дионисийских Мистерий, запечатленных то ли Бакстом, то ли Редоном:
…Как плечи белы там... и страстны пляски. ©
Последняя сцена третьего акта – посмертный триумф Спартака и оплакивание его тела Фригией – балетная Пьета, которой финальный аккорд великой музыки Хачатуряна сообщает главную высокую ноту.
No comments :
Post a Comment