Это был не первый мой визит в Клюни: впервые я побывала там семь лет назад, и все это время гобеленная комната и статуи иудейских царей всплывали в памяти с какой-то первозданной яркостью. Сейчас музей находится на частичной реставрации, и меня немного беспокоило, удастся ли посмотреть витражную коллекцию и те самые гобелены? Все удалось, нам очень повезло, что главные залы работают, а в холле первого уровня прямо сейчас идет выставка «средневековое стекло: рождение из пламени и песка». Всем, отправляющимся в Париж по разным делам, чрезвычайно ее рекомендую.
Но меня всё-таки интересовала постоянная экспозиция: мы успели осмотреть ее бóльшую часть, и после почти четырех часов, проведенных в Клюни, вышли в сырой вечер Парижа невероятно уставшими — безукоризненность средневековых артефактов ошеломляет.
Видели алебастровые ретабло 12 века с живыми фигурками на ветхо- и новозаветные темы — из-за теней казалось, что они мультипликационно движутся; видели авиньонскую Пьету, страшную, скорбную и очень человечную, где у Богородицы и Марии Магдалины одинаковые лица, а у Христа застыла на лике гримаса последнего усилия; видели головы иудейских безносых царей, в глазницах которых мерцал свет; видели витражи.
Рыцарь по отмели едет один;
Взор, из-под шлема, уныло-спокоен;
Блещет в щите, посредине, рубин;
Конь златосбруйный, и мощен и строен.
Взор, из-под шлема, уныло-спокоен,
Смотрит в широкую синюю даль.
На витражах алое солнце с равнодушной веселостью наблюдало за барахтающимися босховскими людьми, райские птицы расправляли крылья, ангелы изо всех сил надували щеки (были видны на них ямки), а Спаситель возносился в бирюзовую радостную высь.
В гобеленном зале девы пяти чувств ходили кругом со львами и единорогами, а через тонкую листву пробиралось зайцы, грифоны и неведомы зверюшки — после него собственные чувства уже были переполнены, а впереди ещё реликварии и гобелены, посвященные мученикам-страстотерпцам и, тут же, деревянный Христос с удивленным и тонким лицом.
Мне всего этого хватит надолго.
No comments :
Post a Comment