Конечно, «Коппелия» — балет анархистский по преимуществу, веселый и бесшабашный, чье настроение отчасти напоминает главную новогоднюю сказку нашего детства, «Три орешка для Золушки» — то ли из-за моравского и австро-венгерского Цайтгайста — танцев (чардаш тут, конечно, главный), костюмов и декораций, в чьей условности все ж узнаются явственные галицийские и русинские черты, то ли из-за невинного нахальства и полудетской смелости главной героини, Сванильды, которая тоже очень похожа на Золушку-сорванца Либуше Шафранковой. А еще он очень праздничный и яркий, пронизанный тем драгоценным ожиданием счастья, когда все хлопоты остались позади и торжество уже совсем близко.
Тем страннее осознавать, что в основу «Коппелии» положен макабрический гофмановский сюжет Der Sandmann’а, «Песочного человека», в котором главного героя буквально сводит с ума, а потом и в могилу красавица-кукла Олимпия. И тем причудливее сюжетные сопряжения с вариантом гофмановской истории в гриновском изводе короткой новеллы «Пока ждет автомобиль», претворенной в мой самый любимый фильм, «Господин Оформитель» (- Как тебя зовут? - Белецкая, Анна Григорьевна).
Описанные Блоком вслед за Гофманом лиловые миры, породившие ослепительных и роковых кукол, создают доппельгангерскую рекурсию, в которой смех и ужас — зеркальные анитетичные подобия друг друга, где жизнелюбивая безалаберная девчонка оборачивается вдруг витринным манекеном.
No comments :
Post a Comment