Friday, 9 August 2019

И еще о reader’s block, он же утрата желания читать на постоянной основе (как правило, касается худлита) — навеяло давешними картинками из Нью Йорк Таймз и разговорами в дружественных аккаунтах.
Раньше я связывала потерю желания читать худлит* с профессиональным выгоранием у филологов: уже в студенческую пору среди нас в ходу была шутка про «чтение как источник филологических фрустраций», к которой все относились с иронией, понимая при этом, что дыма без огня не бывает. Но всему виной не только оно, конечно, но и синдром постоянного усилия. Так уж сложилась, что наша профессия несчастливым образом лишает чтение прелести новизны очень быстро, и оно периодически превращается во взрезывание консервной банки тупым ножом: вроде, и понимаешь, что начинка тухлая, и нож хорошо бы заточить, но все равно бьешься над этой самой банкой, движимый безотчетной спортивной злостью. Проблема в том, что и этот ожесточенный энтузиазм имеет обыкновение истощаться в силу разных причин — хотя бы даже и из-за обычной у взрослых людей усталости, накапливающейся к концу рабочего дня. Несмотря на все техники натужного подбадривания, вроде «где твои [нужное число подставить] книг, прочитанных к концу года, дружок?», желание читать новое падает, отчего трудно не впасть в тоску и уныние, мучаясь чувством вины из-за преждевременного интеллектуального старения. Вдобавок ко всему, и классические сюжеты имеют свойство закольцовываться, а прелесть узнавания цитат и реминисценций со временем притупляется.
Лекарства от всего этого, понятное дело, никакого нет, кроме, наверное, двух вещей: 
Честно сказать себе, что чтение беллетристики, пусть даже и самой замысловатой, просто надоело, и уж коли профессия требует какой-то там читательской отчетности, можно, к примеру, вспоминать то, что читал до этого — странным образом, это иногда пробуждает угасший было и вполне наивный читательский интерес, и даже без особого подстегивания.
Понять, наконец, что не все, прочитанное раньше и выдаваемое за классику, на самом деле стоит того, чтоб о ней помнить, как и не все то, что издается сейчас триллионными тиражами и рекламируется в высоколобых изданиях (особенно в них), стоит сугубого внимания. Иногда простое «мне не нужно» срабатывает лучше любых зудящих мантр «почему я обязан прочесть и отчитаться перед озабоченной моим выбором общественностью, особенно если ее образ создан моим самолюбивым воображением в моей же голове».
Может быть, тогда и наступит кратковременный покой.

________________________
*Лучше для удобства сконцентрироваться на нем, поскольку навык бытового чтения мы все каждодневно отрабатываем в интернете, и он никуда не девался

No comments :

Post a Comment