Wednesday, 28 March 2018

В сети сегодня широко обсуждается пост Г. Ревзина об опасности современных российских торговых центров версус безопасности западных — кажется, в исходном посте назывались Германия и Нидерланды, в которых я не жила, поэтому спорить об их возможных преимуществах перед российскими, конечно, не буду*; выскажу лишь несколько соображений о местных (британских) моллах и о западной «культуре супермаркетов» в целом.
Если говорить о Кембридже, то крупных торговых комплексов, где магазины соседствуют с другими местами общественного досуга (кинотеатрами-мультиплексами и библиотеками), здесь два — это Grand Arcade в центре города (St Andrew's St) и чуть более отдаленный Grafton Centre (Cambridge CB1 1PS). Первый считается более дорогим (в нем, к примеру, располагается известная сеть Джон Льюис со средне-брендовыми магазинами типа Hobbs и Mint Velvet для местного миддл класса), второй — более демократичным (больше молодежных дешевых марок — ну, или, по крайней мере, они все сконцентрированы в одном месте, в то время как в центре часть из них расположена в Гранд Аркаде, а другие вынесены за ее пределы, как, к примеру, Next). Оба ТЦ представляют из себя социальный хаб — традиционное место, где люди могут неспешно заниматься шопингом, потом сходить в кафешку, продолжить и по желанию закончить свой выходной день походом в кино. По моим ощущениям, даже за те годы, что я живу здесь (5,5 лет) отношение к времяпрепровождению в моллах сильно изменилось: хотя в выходные в обоих центрах по-прежнему толпы народа, очевидно, что бóльшую часть из них составляют туристы, которые не задерживаются там надолго, а местные горожане если и покупают что-то, то стараются делать это хоть и обстоятельно, но без прежней рассеянной медлительности (все сугубое имхо, конечно же): как мне видится, им больше нравится теперь уже даже не процесс покупки или разглядывание какой-то понравившейся вещи, а поход в кофейню за углом и болтовня за чашкой условного латте.
Что до того, как все оборудовано, то, как и в Москве, все кинотеатры располагаются на верхних этажах торговых заведений или развлекательных комплексов (т.н. Leisure Centre): особенно много их в системе Light Cinema, которые построены около любых студенческих общежитий или в спальных районах (последние здесь тоже есть, просто они очень маленькие и обычно примыкают к соседним деревушкам), и, как показывает прошлогодний страшный пожар в Найтсбридже, с техникой безопасности в местах большого скопления людей тоже могут возникнуть трагические проблемы.

В моей ленте много постов посвящено тому, как переключить внимание людей на возможность проведения альтернативного досуга, способного перекрыть все сомнительные прелести моллов с их неизменными фудкортами и назойливым шумом. Как мне представляется, проблема, судя по всему, вскоре решится сама собой, и выходом станет, конечно же, инет-торговля, когда все можно будет заказать на Амазоне, Асосе, Шейне, БуХу, Фэшн Нова, Ред Баббл и т.д. К этому уже пришли и такие гиганты бьюти-индустрии, как Ульта и Сефора, которые все больше уходят онлайн (это же делает и известная сеть универмагов Нордстром, и остальные).

Не любимый мной за политкорректную сервильность Баззфид, тем не менее, еще четыре года назад сделал интересную подборку “Completely Surreal Photos Of America's Abandoned Malls” (она легко гуглится: если интересно, поглядите), и, хотя эти фото были призваны продемонстрировать упадок в американской глубинке, в сущности, они предсказали недалекое повсеместное будущее: моллы постепенно исчезают (и исчезнут) из современного нарратива, и культура повседневности вскоре обязательно заменит их чем-нибудь еще. А пока этого не произошло, нам всем нужно быть внимательными и осторожными в консьюмеристских джунглях и беречь себя и своих близких.
_________________________________
*Собственно, спорить с профессионалом, не будучи таковым самому, слишком самонадеянно.

No comments :

Post a Comment