Вчерашний просмотр документалки Алекса Гибни “Going Clear: Scientology and the Prison of Belief” оставил тягостное впечатление: несмотря на то, что сайентология (точнее, саентология, как ее предпочитают именовать сторонники) — давно и хорошо изученная тоталитарная секта с элементами психотеррора, материалов о которой за последние десятилетия накопилось не на одну библиотеку, каждое новое знакомство с деятельностью культа повергает в шок.
Фильм, в целом, не добавляет ничего нового к уже известным фактам, однако при этом захватывает, да так, что невозможно оторваться: зритель, к примеру, видит, как проходит процедура «одитинга», где человеку предлагается очиститься от дурных мыслей с помощью «е-метра» — примитивного аналога детектора лжи, и подопытный вываливает во время сессии на своего «одитора» (супервайзера) кучу личной информации, которая впоследствии будет использована для контроля и манипуляций против него самого. Нам также показывают довольные улыбающиеся лица сайентологов, достигших степени «клира» — т.е., полностью очищенных от тягостных воспоминаний и заплативших за курс очищения (дианетики) десятки и сотни тысяч долларов, евро и фунтов. Теперь они (точнее, лишь немногие из тех, у кого хватило денег и сил не очутиться в психбольнице гораздо раньше) готовы вступить в элитное подразделение секты, аналог государственной службы внешней разведки — Sea Org (Морской Караул).
...Гибни берет интервью у нескольких бывших членов секты, которые провели в ней от десяти до тридцати (!) лет. Самое тяжелое здесь — понимать, что ты видишь обычных вменяемых, но глубоко несчастных людей, чья жизнь сломана, и они пытаются по крохам как-то ее восстановить — в общем, с переменным успехом. Путь в секту всегда один и тот же — предложили пройти несколько интересных психологических тестов, за которыми последовало толковое консультирование, встретил(а) единомышленников, чувствовал(а) себя среди своих, платил(а) деньги, ну так что ж, путь к истине (на языке сайентологов он называется «Мост к Просвещению») тернист и труден, много работал(а), в т.ч. физически, осознавая, что пока еще недостоин(недостойна) лучшего (сеансы одитинга в такие моменты были особенно изнурительными и длились по пять-шесть часов), оказался/оказалась в Sea Org, имел(а) счастье лицезреть самого Хаббарда (основателя сексты), а потом... А потом меня подвели к уровню VI (или VII), и там выяснилось, что я не чист — «клира» не произошло: внутри меня живут пучки «тетанов», которые достались мне от пришельцев из Империи Ксену, возникшей миллиарды лет назад в отдаленном уголке Вселенной; властелин К̶т̶у̶л̶х̶у̶ Ксену боролся с врагами здесь, на Земле и усмирил их, погрузив на дно вулканов, а оттуда...
Один из интервьюируемых меняется в лице и произносит: «Твою мать, ну твою ж мать, какого хера? И все это время я жил, трудился и работал, чтобы узнать, что меня оккупировали какие-то сраные тетаны из вулкана? За что?» — потом долго молчит и смотрит в камеру: у него дрожат губы. Пожилая красивая женщина, адептка сайентологии, бывшая в секте больше 20 лет, говорит: «Какие пришельцы в вулканах, какой Ксену, какие миллиарды лет? Я учила географию в школе, я была отличница, вулканы образовались не больше 75 миллионов лет назад...» — и тоже замолкает.
Тридцать лет. Двадцать лет. Чтобы узнать о властелине галактик из дешевых книжек, напечатанных на плохой бумаге, которые были популярны в Штатах в 50-60-е гг.
...Гибни рассказывает о Хаббарде — плодовитый писатель-фантаст, автор романов о космических пришельцах, которые пек как горячие пирожки, он был призван на фронт во время Второй мировой войны и начал службу морским пехотинцем, от службы впоследствии уклонился, придумав себе цветистую военную биографию, фальшивую от начала и до конца, женился на молодой девушке, был тираном и абьюзером, издевался над женой и шантажировал тем, что убьет их общего ребенка, бросил ее без средств к существованию; еще во время семейной жизни по ночам он печатает что-то странное — «не романы, а какие-то лекции о том, как добиться успеха в жизни, очень подробные, но вторичные и с множеством непонятных деталей...».
Так появились первые книги дианетики: Хаббард оказался харизматичным промоутером, и его карьера продавца успеха (как сказали бы сейчас, используя несимпатичное слово, «коучера») резко пошла вверх. А дальше уже хорошо известное: «хочешь больше денег — изобрети собственную религию», заставь людей перейти на уродливый новояз (отчего-то сайентологи обожают аббревиатуры), и это даст тебе ключ для эффективного НЛП (неважно, веришь ты в это сам или нет).
В конце жизни к Хаббарду возникли вопросы со стороны американского налогового ведомства, и он был вынужден скрываться на нескольких морских судах в нейтральных водах, где был бессменным командором Sea Org, а еще — тираном-параноиком, который просил одного из самых приближенных сторонников «создать такой е-метр, чтобы умертвить самых мощных тетанов, которые мне мешают». Верил ли сам Хаббард в Ксену? Конечно, нет. Был ли он безумен в конце жизни? Скорее всего, да: не случайно один из бывших членов культа говорит: «Каждый сайентолог проходит не свой путь. Он идет по Мосту Просвещения не как имярек, но как Хаббард. Он, в сущности, и есть Хаббард, и это в сайентологии самое главное — создать армию Хаббардов».
Новым Хаббардом после смерти отца-основателя секты стал Дэвид Мискевидж: это Хаббард-андроид, сверхуспешный и ловкий делец, которому удалось невозможное — вывести сайентологию из-под налогового управления США. «Мы их победили, — кричит Мискевидж на очередном слете сайентологов в окружении всегдашних голливудских звезд, Тома Круза и Джона Траволты, — мы их нагнули! IRS* признала нашу церковь! Отныне у нас не будет никаких проблем!»
Так ли это — покажет время: секта стремительно теряет сторонников по всему миру, но она по-прежнему монолитна, могущественна (совокупный капитал сайентологов, по некоторым скромным оценкам, составляет от 3 до 8 миллиардов долларов, вложенных в ценные бумаги и недвижимость по всему миру) и готова очистить вас от тетанов. И, конечно, сделать «клиром».
______________
*IRS (Internal Revenue Service) — налоговая служба США.
No comments :
Post a Comment