Friday 22 February 2013

Benedictus benedicat, или еще раз о кембриджских церемониях

В преддверии сегодняшнего (прямо сказать, очередного) церемониального ужина к Клэр повешу свой старый ФБ текст о моих первых впечатлениях от этих мистических    трапез в мантиях.
Сегодня на ужине, правда, будут и Гриффиндор, и Слизерин, и студенты, и аспиранты, в отличие от описанного в тексте ниже.


Black Gown Society

В нескучной суете новой повседневности я как-то совсем забыла об одном приглашении, полученном больше месяца назад. На прошлой неделе Л. напомнил:
В эту пятницу мы приглашены.
Приглашены?.. Куда?
На банкет Блайта. Академический ужин в Клэр колледже. Начало в 7.45.
Ну да, точно – так и есть: совсем вылетело из головы. Торжество в честь одного из наиболее прославленных Мастеров Клэр, Сэмюэла Блайта, вице-президента Кембриджского университета, покровителя, благотворителя и мецената. Рубеж 17-18 веков, Ньютон…
– Там будут все академики Клэр. Традиционный предрождественский ужин, закрывающий учебный сезон.
– А студенты и аспиранты?
– Нет, только академики с гостями, которых они пригласили.
– В мантиях?
Л. – как всегда с легкой иронией:
– Академики – да, в них. Куда же без старомодной замшелой обрядовости.
Вечер пятницы и последний день осени выдался сухим и холодным: таксист довез нас до Церкви Св. Марии, а от нее мы тихо пошли пешком до Клэр.
Интересная вещь: центр Кембриджа вечером только слегка подсвечивается, и, хотя было только начало восьмого, людей в Старом городе попадалось немного – несколько студентов на велосипедах да маленькие разрозненные группы туристов. Мы открыли ограду и вошли на территорию колледжа – все те же шахматные лужайки, сказочный Clare's Old Court с готическими башенками: часы на одной из них показывали половину восьмого.



Обогнули лужайку и подошли к двери: из нее лился поток света. В первый момент ничего нельзя было разобрать в мешанине ярких красок и приветственных восклицаний. Через минуту глаза уже привыкли, и я, наконец, смогла разглядеть небольшой зал с камином, посередине – дубовый стол с инкрустацией, на стенах – старинные портреты, на которых все больше мужчины с серьезными и участливыми лицами, в париках и камзолах (Рейнольдс? Гейнсборо? нет, наверное, раньше). И толпа людей – люди как люди, зрелые и молодые, бородатые и лысые, кудрявые и в очках, все они были в мантиях. Мантии черные (как у Л.), мантии синие с красными полосами (это означает, что обладатель – выпускник Оксбриджа), наконец, алые мантии – только у двух очень пожилых академиков (Л. объяснил, что это самые почтенные научные мужи с бесконечным послужным списком); мантии на ученых дамах затейливо драпированы. Все пьют шампанское и разговаривают: под непринужденное академическое жужжание я разглядываю портреты («Вот так начнешь разглядывать семейные портреты и уверуешь в переселение душ», да-да) – преподобный Джон Мур, епископ Или, Уильям Уистон, преемник Исаака Ньютона…
Звонит гонг.
Академиков и гостей приглашают в Главный Холл Клэр – огромный темный зал с дубовыми панелями. Снова портреты – леди Элизабет де Клер, основательницы колледжа, Хью Латимера, выпускника Клэр, прославленного «Оксфордского мученика», сожженного в Оксфорде в октябре 1555 г. – и других, их много, из разных эпох.



Нынешний Мастер Клэр провозглашает Benedictus Benedicat, и сразу же начинает звучать музыка – кембриджский хор исполняет the College Grace, молитву перед трапезой, их переливистый канон звучит ясно и сильно, и думается – ну какая теперь моет быть еда. Они умолкают, все рассаживаются по местам, и дальше начинается сам обед – прихотливый, этикетный, междурядье вилок, ножей, щипчиков, тарелочек, тарелок, салфеток, бокалов, фужеров. Не запутаться бы.
Интереснее по-прежнему не есть, а наблюдать – смотреть и слушать. Когда еще услышишь в одном месте физиков-теоретиков, математиков, историков, политологов, синологов, теологов – и все говорят, растолковывают, поясняют; Ареопаг вкушающий и питающий: второе несомненно важнее.
Обед заканчивается ударом в медный гонг, и все людское собрание вмиг серьезнеет и умолкает: снова поет хор – на этот раз Бенджамина Бриттена, и мантии, и свечи, и серебро на столе – все кажется нереальным, как длинный  затейливый сон, в котором любая отчетливая деталь – фантасмагория.
Потом мы поднимаемся в библиотеку – уже поздно, в соседнем зале растоплен камин, люди смешиваются с книгами (Учение о небесных светилах и Откуда Земля пошла быть, Lipsia, 1689), карты Меркатора, пора домой, нет, еще немного, вот эту полку посмотрю, там Боэций, нет, правда пора уже, да, да, иду-иду.
…Кто-то оставил ключи в воротах, и Л. ищет хранителя, чтобы запереть их. Я жду его – стою во внутреннем дворике около шахматной лужайки и смотрю на луну.
Пора домой.


No comments :

Post a Comment