Wednesday, 28 October 2020

“Color Out of Space”: теперь длиннее

Нет, я все-таки не удержусь и напишу о вчерашней попытке просмотра “Color Out of Space”, закончившейся полным провалом, потому что сдерживаться уже просто невозможно.
Сразу оговорюсь: наученная горьким опытом знакомства со всеми возможными экранизациями Лавкрафтианы, в которых замечательные, интересные или оригинальные – такая же редкость, как отсутствие в новеллах ГФЛ слов “eldritch” и “non-Euclidean”*, я и так не ждала ничего хорошего, однако ж мои дурные предчувствия меня не просто не обманули, а еще и окупились процентов на пятьсот.
Это было плохо, предсказуемо, беспомощно, уныло и так по-идиотски сделано, что, присутствуй сам ГФЛ при показе, он бы наверняка написал “At the Mountains of Madness: Revenge of Giant Blind Albino Penguins” – просто потому, что режиссер и авторы сценария не оставили ему другого выбора.
Я привыкла к тому, что любые эманации авторского произвола под вывеской «художник так видит; не мешай художнику и вали на все четыре, если недоволен, а если вовремя не унесешь ноги, то сам виноват: сиди и анализируй, призывая на помощь всех богов поструктурализма» имеют право на существование, но при этом во мне все ж теплилась робкая надежда на то, что отвоевать себе майоратное право на публичное кинематографическое высказывание, полагая его единственно верным и при этом намеренно искажая смысл оригинала чуть более чем полностью – это все-таки не то чтоб уж очень достойное занятие. Ан нет: неправа оказалась я, и теперь прошлогодняя вампука, которую форсили во всех заинтересованных сообществах с ничуть не меньшим пылом, чем в свое время последние сезоны «Игры престолов» у фанатов Мартина, выдается едва ли не за лучшую адаптацию лавкрафтовского хоррора со времен карпентеровской “The Thing”.
Да фиг бы там. Это ж надо было постараться так испоганить одну их самых классически безупречных в жанровом отношении лавкрафтовских историй, в которой любовь к фольклору ужасов Новой Англии идеально сбалансирована с набирающей обороты индустриальной и космической фантастикой.
Вместо этого мы видим очередную версию распада западной нуклеарной семьи в духе «Тоффлер для dummies: как перестать жениться и начать жить», в которой скучающая семья из двух состоятельных интеллектуалов (сфера занятий – что-то невероятно-солидное, в духе кругмановской экономики) решает бежать в деревню, в глушь, под Аркхем от тягот американской пост-индустриализации, но и там мается от безделья, подсчета сотен акров земли, разведения лам и кризиса среднего возраста.
Есть там и дети – куда ж без них – с непременным изображением конфликта поколений, в котором сытый, пухлощекий и очень благополучный подросток-девушка (метафора, изрядно поистрепавшаяся уже со времен “The Breakfast Club” и “The Lost Boys”) всячески демонстрирует свое отвращение к надоевшим родителям и братьям, и ты, зритель, знаешь наперед, что она скажет, и какую реплику бросит в ответ умудренный опытом герой Николаса Кейджа с его вечно страдальческим выражением лица (он вообще умеет играть с другим? что-то не припомню: впрочем, я и не эксперт, конечно).
До прилета метеорита главные герои успевают позаниматься вялым сексом, и ты ждешь, когда же шандарахнет, с нетерпением и злостью, а когда все, наконец, происходит, то и дальше нет покоя – все катится по многократно утоптанной и унавоженной дорожке самых дешевых хорроров категории Хэ, над которыми даже не посмеешься толком.
Вот ей-богу, у Томми Визо с его легендарной диатрибой “I did not hit her, it’s not true, it’s bullshit, I did not hit her! I did not, oh hi, Mark” получилось бы и живее, и лучше.
Но остался только метеорит и Кейдж в лиловом сиянии, и смотреть на это категорически не рекомендуется.
________________
*Они, конечно, существуют: всех интересующихся отсылаю к “Whisperer in Darkness” (2011) от The H.P. Lovecraft Historical Society, их же “The Call of Cthulhu” (2005), канадской продукции “Out of Mind: The Stories of H. P. Lovecraft” (1998) с Кристофером Хейердалом в роли Old Gent’а, а также культовому “Re-Animator” (в каком-то смысле его можно считать лавкрафтианской версией “The Rocky Horror Picture Show”) и, конечно, лучшему B-movie horror из шестидесятых “The Haunted Palace” (1963) – гротескной амальгаме лавкрафтовской “The Case of Charles Dexter Ward”, одноименной новеллы По и шестидесятнического бурлеска.

No comments :

Post a Comment