Прочла в Los Angeles Review of Books статью о дружбе Т.С. Элиота с Вирджинией Вулф на материале недавно открытой принстонской части архива (произошло это совсем недавно, в 2019 году): из нее мы также узнаем о подробностях личных отношений Элиота с Эмили Хейл, в которую он был к тому времени уже долго и безнадежно влюблен, и о конвульсивном браке с первой женой Вивьен. Как архивист, я понимаю, что без реальных биографических подробностей творческую биографию любого автора бывает выстроить довольно сложно (если, конечно, ты не формалист и не остраняешься каждую минуту — шучу: там свои тонкости), но как же и муторно, и тяжело, и просто неловко следить за перипетиями, иногда и почти крикливо-бульварными, в отношениях талантов, которые, и никуда от этого не деться, были все-таки обычными людьми из плоти и крови со всем причитающимся набором недостатков и слабостей.
Читать талантливое злословие Вулф по поводу безумия Вивьен (именно ей принадлежит знаменитая безжалостная фраза, описывающая ту как «стаю хорьков на загривке Элиота») поверх ее головы неприятно и грустно — тот самый случай, когда двум талантам, общающимся на равных (а Элиот воспринимал Вулф как явление огромного художественного масштаба в современной английской и мировой литературе и очень скорбел, узнав о ее самоубийстве), не до мелочей и не до церемоний, в которых бьется в муке жизнь другого человека. Так все ли дозволено Юпитеру, все ли?..
No comments :
Post a Comment