Tuesday, 22 January 2019

Эдинбургские tutti quanti: ч. 8 (окончание)

Слушать в гостиничном номере вечерний прогноз погоды по BBC Scotland — удовольствие особого толка, сравнимое, разве что, с ночным прослушиванием The Shipping Forecast, когда спокойный и размеренный голос читает погодную сводку для судов на широте и долготе Северного моря. Диктор-главный распорядитель шотландской погоды водит рукой по карте, от Эдинбурга до Глазго, взмывает к Абердину, делает ладонный кульбит у Инвернесса и заворачивает к Аррану.
***
Тернеровские акварели, которые достают из запасников Национальной Галереи Шотландии согласно воле их владельца и душеприказчика Тёрнера Вона ровно на месяц экспозиции каждый январь — пылевые бури, магеллановы облака, туманности андромеды, волосы вероники, но при этом пейзажи существующих в реальности мест — Дарэма, Венеции, альпийских гор. Они текучи и пронзительно-объёмны, невесомы и при этом отчетливы — свойство, не поддающееся стилизации многочисленными эпигонами. Тернер наследует Блейку и в волшебстве, и в смелости артистического безумия.
«Но ведь это же про другое измерение», — сказал о Тернере Л.
***
Эдинбург наводнен проповедниками и троллями всех известных человеку религиозных (а также и суррогатных: их больше) направлений: на Каугейт подстерегают улыбчивые американские мормоны (кажется, их рюкзаки — не только непременная часть униформы, но и организмы-паразиты), отвешивают чугуннолитые комплименты (все по доисторической науке «искусство цепляться без надежды понравиться») и не унывают в ответ на вежливое безразличие. Американцев здесь, по ощущениям, гораздо больше, чем в Англии — уж не знаю, почему. 
***
Купила книгу о шотландских мистических чудовищах в несерьезной лавке на Королевской Миле. Завтра домой.

No comments :

Post a Comment