Все-таки удивительно, что одним из самых популярных рождественских англиканских гимнов стал «Добрый король Вацлав» (“Good King Wenceslas”): его знает наизусть и поет в праздники вся Англия. Собственно говоря, англиканское Рождество и ассоциируется, в первую очередь, с праздничным хором мальчиков, поющих этот гимн в часовне кембриджского Кингз колледжа, откуда ведет свои прямые рождественские репортажи ВВС, и с великолепным хором Илийского собора — главной церкви графства Кембриджшир.
История добрых дел короля Вацлава (точнее, богемского князя Вацлава Пржемысловича, жившего в Чехии в 10 веке), будущего мученика и святого католической и православной церквей, легла в основу гимна: будучи человеком глубоко верующим, король Вацлав решил помочь бедняку и навестить его, невзирая на ненастье и снежную бурю; верный паж теряет короля из виду, однако вскоре видит его следы на снегу и следует за ним.
Теперь уже трудно сказать, почему именно этот сюжет так заинтересовал англиканского священника, выпускника кембриджского Тринити колледжа и создателя церковных гимнов Джона Мейсона Нийла, однако факт остается фактом: на основе агиографического предания о жизни Вацлава Нийл создал один из самых известных своих гимнов, мелодия которого узнается с первых же нот и легко запоминается.
На недавнем концерте хора Клэр в часовне Клэр колледжа «12 рождественских песен» руководитель и дирижер хора Грэм Росс попросил аудиторию во втором отделении концерта исполнить «Доброго короля Вацлава» вместе с хористами. Когда началась музыка, зал встал, отложил программки с текстом и запел гимн, красиво разложив мелодию на разные голоса. Пели все: и пожилые аккуратные дамы, и Fellows (академики) Клэр колледжа, и хипстерского вида ребята, татуированные до кончиков ушей, и мрачная (но симпатичная) барышня с темно-лиловыми волосами в черной помаде, готическом кружевном чокере и длинной юбке с черепами, и здоровый детина в майке с Walking Dead; пели взрослые и маленькие дети, пели не ошибаясь, легко и свободно, пели так, что было ясно — и король, то есть князь Венцеслав, то есть Вацлав, и его слуга, и метель, и следы — неотъемлемая часть их жизни и радости. Ну а для меня, собственно, тогда и началось Рождество.
С праздником, друзья. Будьте счастливы.
No comments :
Post a Comment