Никогда не обращала раньше внимания на это письмо композитора С.В. Панченко Блоку 18 апреля (1 мая) 1903 г.:
Сыплю на Вашем пути цветы, папоротники и душистые травы. Пусть это будет Вам ковром на всю Вашу жизнь, столь длинным, сколь долог будет путь Вашей жизни. Пусть по сторонам этого ковра — вашего пути — юноши греческие прекрасные встречают Вас торжественной музыкой флейт и гобоев, в строях дорийском, фригийском, ионийском. Пусть поэты слагают Вам звучные стихи. Пусть на пути Вы будете встречать священные рощи Беклина для отдохновения — рощи тенистые, таинственные и задумчивые. И пусть там Вам жрицы прекрасные и стройные поют гимны под аккомпанемент арф многострунных. А над Ва ми, во все время пути Вашей жизни, пусть непрестанно льются серебряные песни светлых серафимов. Пусть Ваш путь весь, до самой крайней черты, будет счастлив и добр.
Письмо написано в обычной для того времени экстатически-восторженной манере — вроде бы, ничего особенного (хотя, признаться, весь художественный ряд, выстроенный Панченко, напомнил мне, скорее, “Зеркало Гекаты” Вяч. Иванова и “Фамиру-Кифарэда” Иннокентия Анненского, чем фон “Стихов о Прекрасной даме”), но вот фраза о “священных рощах” Беклина, “тенистых, таинственных и задумчивых”, удивила меня совершенной точностью: и правда ведь, для описания туманной и призрачной античности бёклиновские картины подходят идеально.
А еще, вся эта мифология и фантастика швейцарца Бёклина кажется мне отчего-то удивительно английской. В этом можно убедиться, взглянув на его картины.
No comments :
Post a Comment