Wednesday, 27 February 2019

Собор св. Михаила (Ковентри)

Мы подошли к собору Св. Михаила в Ковентри часам к четырем пополудни, когда вовсю светило солнце, и было так ярко, что мы вначале даже не заметили, как очутились около северной стены, подняли головы и увидели полуразрушенный шпиль.
Историю бомбежек Ковентри во время Блитца Люфтваффе в 40 году знают, конечно, все, и о том, что исторический собор был разрушен, тоже. Старую (разрушенную) часть и можно было бы сравнить с руинами церквей норфолкского Тетфорда или саффолкского Бери Сент Эдмунда, но только выглядят они пока что слишком живыми и свежими, и поэтому никакой связной параллели еще не выходит.
Я не очень люблю новую спиритуальную (религиозной в старом понимании этого слова ее уже назвать трудно) архитектуру: обычно она раздражает меня тяжеловесностью (умо)построений, задумав которые, автор так и норовит их тебе навязать, и игнорировать эту фокусную озабоченность, конечно, не получается никак.
Не то в Ковентри. Новое здание собора является прямым продолжением старого, но не имитирует его, не стремится подменить собой средневековую готику, не раздражает и не подавляет: это настоящая англиканская церковь триумфа и трагедии. Здесь огромный гобелен «Христос во Славе» Грэма Сазерленда в алтарной части и невероятная по красоте западная стена, стеклянный Экран Святых и Ангелов Джона Хаттона, которые, конечно же, и ангелы, и святые, а еще души всех погибших во время войны. На закате солнце освещает выгравированные на стекле парящие фигуры, создавая иллюзию движения вверх.
What candles may be held to speed them at all?
Not in the hands of boys, but in their eyes
Shall shine the holy glimmers of good-byes.

No comments :

Post a Comment