Wednesday, 28 May 2025

Amsterdam tutti quanti: P. 2 «Рембрандт в Рейксмузеуме»

В Рейксмузеум сегодня шли с твердым намерением увидеть Рембрандта и все вокруг него, и, проведя в залах полдня, поняли, что верно оценили свои силы и возможности: когда концентрируешься на главном, не давая себя завлечь гобеленами, керамикой и маринами Ост-Индской компании (мы к ним обязательно вернемся), есть шанс на попадание, пусть и временное, в рембрандтовский сложный хронотоп.
Природа живописи Рембрандта изоморфна по своим свойствам самой жизни: его легче любить и понимать, когда становишься старше. Мандельштамовское «мученик светотени» очень точно описывает состояние уставшего художника, которому важно не просто зафиксировать на полотне человеческое в разных проявлениях — от обыденных до парадных, — но дать этому человеческому право на свою собственную бытийственность и почти библейскую высоту. В сравнении с этим даже изумительный Хальс и великолепный без преувеличения Вермеер — все же вторые на фоне мастера и отца черно-зеленой теми.









No comments :

Post a Comment